вівторок, 25 листопада 2014 р.

Немного генеалогии - дети, гражданская, голод

В новой семье появились дети. Старшая Ольга родилась в 1910 году. Жили очень дружно, дети воспитывались примером родителей. Любили петь, особенно отец. В основном украинские песни и казачьи. Любимые отца - "Папиросы - друг мой вечный" и "Не спиться, не лежится и сон меня не берет". К родителям обращались на "вы". Евгения всю жизнь оставалась верующим человеком, но без фанатизма.
Соблюдала посты, посещала службы, сохранила церковные традиции. Моя мама, которая в свое время была членом КПСС (напишу об этом позже),  знает наизусть молитвы и молится каждый день вечером перед сном. Всего у моих бабушки и дедушки по маме родилось, в это трудно поверить, 17 детей! Рождались даже двойняшки. Но в живых осталось только 7. Мама - самая младшая. Дети старших сестер называли ее няня, а не тётя. Умирали от менингита, от других детских болезней, от недоедания в гражданскую. Кроме того, семья взяла на воспитание шестилетнюю племянницу Марию (дочь сестры дедушки Софии) ее родители угорели в своем доме. И замуж ее выдавали, Мария называла приемных родителей папой и мамой. Интересно, что в станице было принято отцов называть "папашка". А "мамашкой" - крестную.
Отцу мамы пришлось повоевать и в гражданскую в Красной Армии. Пришли и забрали. Полк, где он служил, дислоцировался в Крыму на болотистом селеном Севаше. После  у него всю жизнь очень болели ноги, что давало осложнение на сердце.
В 1932-33 годах на Ставропольщине тоже был голод из-за неурожая и выкачки властями всего зерна и других продуктов. Мама помнит, что на печке у них было высыпано для просушки 3 ведра проса, дети любили на нем греться. Пришли активисты с шестами (искали везде по всему двору) и вымели это просо по последнего зернышка. У людей забирали даже перины, подушки, одежду, запасы тканного полотна, дорожки. Если был какой-то сельхозреманент, то забирали и его. И тоже раскулачивали, но казаков власти  побаивались и не трогали. Поэтому единоличников на Кавказе было намного больше, чем в других регионах.
Мельницу, где работал дедушка, закрыли, так как молоть было нечего. Вместе с женой ему удалось устроиться на птицефабрику, которая обслуживала правительственные санатории.  Иногда бабушке удавалось, не смотря на тщательные проверки, спрятать в волосах яйцо, которое она приносила домой для младшей дочери. Или немного комбикорма для юшки и лепешек. А на работе их кормили раз в день чечевичным супом.  Так они этот суп сливали в горшок с ручкой и приносили домой. Даже сусликов варили. А один из родственников-единоличников спас свою семью, зарезав коня, которого нечем было кормить. Принес он немного мяса и бабушке, она его варила, но сама не ела.

Немає коментарів:

Дописати коментар