понеділок, 15 грудня 2014 р.

Белоцерковские – отец и сын

             
О необычных судьбах александрийца Владимира Билль-Белоцерковского и его сына Вадима  пойдет речь в этой статье. Материал о Белоцерковских (ранее уже опубликованный) я хотела поставить здесь одним из первых. Это было очень интересное исследование. И даже с продолжением. Нашла тогда в Интернете личный сайт Вадима Белоцерковского и рискнула написать ему на электронный адрес письмо, совсем не надеясь на ответ. И когда у "Входящих" на следующий же день я увидела ответ – не могла в это поверить! Представьте себе – сын нашего известного земляка, который, возможно, и не был на родине отца, из далекой Америки шлет весточку о себе землякам отца. 
Вадим Владимирович  часто бывает в Европе, например, прислал мне фото, на котором он в Германии на Октоберфесте в 2007 г. Вот так и возобновилась прерванная связь времен и поколений. От отца к сыну, из Америки в Александрию. Письма я опубликую немного позже.
И еще раз убеждаюсь, что все в этом мире взаимосвязано. Решила посмотреть, что нового в жизни сына нашего земляка. Оказывается 8 декабря (!) этого года он опубликовал в своем блоге заявление об отказе от гражданства РФ. Но об этом немного позже.




Из Александрии в далекую Америку.



            Даже в советские времена биографы Владимира Билль-Белоцерковского не могли игнорировать факт его длительного пребывания за рубежом. Как же молодой парнишка, родившийся в 1885 г. в простой еврейской семье, которая еле-еле сводила концы с концами в Александрии Херсонской губернии, там очутился? В нашем музее хранится книга рассказов Б.Белоцерковского с дарственной надписью автора (1967 г.). Там есть его автобиография. Вот как он пишет о своей семье: " Главным занятием моего отца с тех пор, как я его помню, было безделье, что не мешало ему быть тираном для всей семьи. А семья у нас была большая: нас, братьев и сестер, было девять человек". С благодарностью писатель вспоминает о матери, трудами которой жила вся семья. В Александрии очень многие знали отца Владимира, который некоторое время работал лесничим и маклером. Он был огромного роста и в городе его называли "полтора жида".
Владимир сначала учился в хедере, который представлял собой что-то среднее между школой и детским садиком для еврейской бедноты. Условия там были ужасающие – детей за самые малые проступки наказывали поркой ремнем. После хедера  закончил 3-х классное городское училище.
 Когда ему шел шестнадцатый год, Владимир, раздобыв три рубля и смену белья, ушел из дома. В Херсоне нанялся юнгой на парусную шхуну. Потом, став уже известным, он сам удивлялся, как запоротый и забитый подросток решился на такой поступок? Но, причина была – прочитанные книги Майн-Рида, Купера и Жюль Верна, которые были единственным светлым лучом детства, сыграли свою роль. К тому же, и старший брат Сеня поступил в Одессе в мореходное училище. Проплавав некоторое время по Черному и Азовскому морях, спрятавшись в трюме корабля, отправился Владимир в Англию.
 Потом был моряком на английских пароходах, искал работу на суше во Франции, Голландии, Бельгии, плавал к берегам Австралии, Африки. Последние шесть лет перед российской революцией жил в США. Работал мойщиком окон небоскребов, кочегаром, землекопом, даже на кинофабрике в Голливуде, где начал получать неплохие заработки. На основе личных наблюдений им была написана позже книга рассказов о том времени, но уже с пропагандистских советских позиций.

В революции
17 долгих лет не было Владимира на родине. После Февральской революции, в июле 1917 г., он вернулся в Россию и из Владивостока поездом приехал в Москву, где был мобилизован в армию и уже  в октябре 1917 принимал активное участие в московских боях. Был ли он у себя на родине в Александрии после долгих скитаний и почему именно в Москве очутился после возвращения – история умалчивает. Скорее всего, революционером он стал по примеру своего старшего брата, который участвовал в восстании лейтенанта Шмидта, был присужден к 16-ти годам каторги и умер там от чахотки через 9 лет. А в Москве в то время жили его сестра и младший брат, но жизненная позиция брата, после нескольких лет участия в первой мировой войне ("толстовство" – не противление злу насилием) не понравилась Владимиру, и он в сентябре 1917 г. вступил в партию большевиков.
В 1917–1923 гг. Белоцерковский - уже член исполкома Моссовета, председатель горкома РКП (б) г. Симбирска (ныне Ульяновск), член Кубано-Черноморского областного комитета ВКП (б). Его воспоминания и личные документы хранятся сейчас в  московских архивах в "Коллекциях документов личного происхождения участников общественно-политических движений и революционных событий в России". При Моссовете он закончил "Солдатский университет". Все говорило о том, что быть ему, скорее всего, успешным политическим деятелем. Уход из партийной карьеры  его сын считает самым большим подвигом отца. Ради творчества, добровольно он отказался от властной карьеры. На то время таких случаев, наверное, больше не было. Белоцерковскому даже выдали уникальный документ – на бланке ЦК ВКПб сообщалось о предоставлении "бессрочного творческого отпуска для занятия литературой".
Первые его статьи появились в газете "Правда". В них он критиковал капиталистическую эксплуатацию на Западе, разоблачал буржуазную культуру и демократию. Крупская передала  статьи Ленину и они понравились вождю. В Симбирске он писал уже рассказы и  пьесы революционно - пропагандистского характера, которые ставили на подмостках местных театров. В Симбирске, как пишет его сын Вадим, он и женился на медсестре, с которой познакомился, когда лежал в местной больнице. Ей было 19 лет, ему – 34. Родом из Псковской губернии, но тоже из еврейской семьи.

                                                   Сталин и Булгаков
С 1923 года Белоцерковский занят исключительно драматургической работой. Тогда появилась и его псевдонимная приставка "Билль". За рубежом, сокращая длинную для произношения фамилию, его называли "Билл". С помощью мягкого знака он ее русифицировал и приставил к фамилии.
Как писали  биографы драматурга, сама жизнь, напряженная общественно-партийная работа в Ульяновске (Симбирске) толкнула его к драматургической деятельности.   Основная черта рассказов и пьес Б.Белоцерковского – их четкий классовый подход в разрешении драматических коллизий. Возможно, такая позиция автора с самого начала  творчества стала причиной и его недоброжелательства по отношению к Булгакову и письма Сталину по поводу  поставленных в 1926 году Московским Художественным театром  “Дни Турбиных” Булгакова. Несмотря на яростные нападки критики, спектакль шел вплоть до весны 1929 года, после чего был внезапно закрыт.
Многое в этой странной истории неясно и по сей день. Считают, что поводом для снятия спектакля, послужило письмо  "Объединение "Пролетарский театр" - И. Сталину";  которое подписали "по поручению членов группы: В. Билль-Белоцерковский, А. Глебов, Б. Рейх".
 Сталин ответил лично Белоцерковскому: (см.: Сталин И. Сочинения, т. 11. М. 1949, стр. 326 - 329).  "Бег" Булгакова, писал Сталин, "в том виде, в каком он есть, представляет антисоветское явление"; "Багровый остров" он назвал "макулатурой"; пьеса "Дни Турбиных" - "не так уж плоха", так как "есть демонстрация всесокрушающей силы большевизма. Конечно, автор ни в какой мере "не повинен" в этой демонстрации". А успех спектакля "Дни Турбиных" во МХАТе (смотрел его 15 раз) Сталин полностью относил на счет актеров.
Иногда, правда, уже сейчас, читая произведения нашего земляка, думаешь о том, что не так прост был наш земляк. Как, например, можно оценить ситуацию, нарисованную им в драме  «Пограничники». Враги-диверсанты захватили еврея-пограничника Когана. Белогвардейский капитан на допросе спрашивает Когана, еврей ли тот. «Да, - гордо отвечает Коган, - Еврей Страны советов!». Дальше Коган говорит, что «капиталистические евреи может и не хуже, но испорченней». Капитан спрашивает, ест ли Коган свинину. «Спроси моего отца, - отвечает пограничник и на недоуменный вопрос капитана гордо заявляет, - "Мой отец - лучший свиновод Биробиджана!». Что такое Биробиджан, возможно, многие и не знают. А это – столица Еврейской автономной области, созданной в Хабаровском крае на границе с Китаем в 20-30-е годы, как попытка создания самостоятельного государственного образования для еврейского народа в составе СССР.
«Шторм»



Наиболее известная пьеса Б. Билоцерковского – "Шторм". Она, по сути, сыграла историческую роль в развитии советского театра,  положив начало  коммунистическому репертуару. Наверное, не было в Советском Союзе ни одного более-менее значительного театра, где бы не шла эта пьеса.  Ее успеху способствовало кровно пережитое и близкое аудитории, которая смотрела этот спектакль  – повседневная работа укома, сыпняк, субботники и т.д. В собрании Гостелерадиофонда России сохранились звукозаписи спектакля «Шторм», поставленного по одноименной пьесе драматурга на сцене Государственного академического театра им. Моссовета, (в ролях: Ф.Раневская, П.Герага, В.Марецкая, Р.Плятт, Л.Марков, Н.Парфенов, О.Анофриев и др.), (записи 1952  и 1970 гг.). 
 А в  1957 г году  советские зрители увидели на экранах страны и художественный фильм "Шторм",  в котором играли Е.Смоктуновский,  Г.Жженов, С.Пилявская и др. известные актеры.
Но, намного интересней, как мне кажется, книга  нашего земляка с автобиографичными рассказами о  скитаниях в Европе и Америке. Кстати,  этот сборник  с дарственной надписью автора, как один из ценных экспонатов, хранится в нашем музее. «В джунглях Парижа», «Дикий рейс», «Хороший урок» - вот, далеко не полный, перечень названий рассказов, которые вошли в книгу. Некоторые критики находили их похожими с  рассказами Джека Лондона.

Последние годы жизни

Уйдя сознательно из партийной деятельности, Билль-Белоцерковский не особенно преуспел и в литературной. Сломленный действительностью, как  вспоминает его сын, он «ушел» в болезни. И многие годы жалел, что, не имея никакого образования,  не смог учиться, приобщаться к культуре, а потратил время на бесконечные партийные собрания, партийно-писательские интриги, чистки. Часто, не находя собеседника,  изливал душу подростку-сыну, думая что тот еще не все понимает и не запомнит сказанного. Когда они были в эвакуации, он рассказывал о гибели революции из-за борьбы вождей за власть  и «как эта борьба помогла Сталину, серому, мелкому и злому человеку, захватить всю власть и повести дело к нынешнему «страшному финалу». Именно отец посеял зерна будущего диссидентства в своем сыне. Уже тогда он решил, то станет настоящим, новым революционером.
Последние десятилетия  Билль-Белоцерковский  жил тяжело и безрадостно «в мучительном непонимании того, что же случилось со страной, за которую он отдал лучшие годы жизни. Умер он на 85 году 1 марта 1970 года от переживаний за свою жену, которой только сделали операцию на желудке. О том, как довелось сыну хоронить отца, добиваясь разных мелочных разрешений о месте на кладбище, о погребальной церемонии, о кремации, где нужно было заполнить анкету и обязательно указать национальность, и тому подобное,  стоит почитать отдельно, чтобы напомнить себе, что мы "потеряли" из советской действительности. И это – известный писатель, что и говорить о простом советском  человеке.


В продолжении статьи читатели узнают о сыне нашего известного земляка.

Немає коментарів:

Дописати коментар