Продолжаю рассказывать о своих любимых художницах.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова (Лансере) не могла не стать художником. Этому способствовали и отец-скульптор, и мать - художник-график, и близкие родные - братья, дядя Александр Бенуа. Да и родилась она в имении деда-архитектора Н.Л.Бенуа, которое находилось недалеко от Харькова и называлось "Нескучное".
Нескучное
Живописи училась сначала в Академии художеств (где ей не понравилось), а потом - в художественной гимназии княгини Тенишевой. Потом были Италия, а после свадьбы с двоюродным братом Борисом Серебряковым - Париж, где она год посещала художественную Академию, много рисовала.
Портрет мужа
За обедом. - красивая, но простая посуда, рука бабушки, разливающей суп,
и непосредственные лица детей художницы
Портрет дочери
Женщины в бане
В 1928 г. Зинаида познакомилась с бельгийским бароном Броуэром. Ему так понравились ее работы (на одной из выставок), что он заказал Серебряковой портреты членов своей семьи. Кроме того, он спонсировал две ее поездки в Марокко (1928, 19322 гг.) с одним условием - он выберет из привезенных этюдов те, которые ему понравятся.
Выставка марокканских этюдов и зарисовок в Париже собрала множество восторженных отзывов. К сожалению, художница была коммерчески непрактичной и работы продавались плохо. Жили бедно и тесно. Художник Константин Сомов вспоминал о ней: «Непрактична, делает много портретов даром за обещание рекламировать, но все, получая чудные вещи, ее забывают и палец о палец не ударят».
Автопортрет
Екатерина Серебрякова в своей мастерской
В 1966 г. стараниями детей и некоторых художников была организована ее последняя прижизненная выставка одновременно в Киеве, Москве и Ленинграде.Скончалась Зинаида Серебрякова в 1967 г. в Париже в возрасте 82 года.
Мне работы Серебряковой нравились давно. И какую же радость я ощутила, когда в киевском музее русского искусства увидела несколько ее картин! Так трогательно было лицезреть вживую эти шедевры. Я прикипела возле них с мурашками по телу. Они - светлые, радостные, какие-то сияющие. И я знаю почему ее картины так на меня воздействуют (надеюсь, что и на других) - потому что, несмотря на сложные условия всей своей жизни, она видела в окружающем и окружающих прежде всего красоту, достоинство и благородство человека. Она восхищалась и это восхищение навечно запечатлелось в творчестве художницы. И мы его видим в первую очередь.
Немає коментарів:
Дописати коментар