Сьогоднішня зустріч з київським науковцем, доктором історичних наук, провідним науковим співробітником Інституту історії України НАН України, директором Науково-дослідного інституту козацтва, автором багатьох книг з історії України, особливо козацтва, Тарасом Чухлібом в Олександрійській районній бібліотеці ім. Д.Чижевського сподвигла на публікацію тут моєї колишньої статті про КУРГАНИ.
Еще раз о курганах на
Александрийщине.
У большинства
представление о рукотворных курганах ассоциируется со скифскими племенами и
запорожским казачеством. Но это – не совсем верно. На территории современной
Украины, в том числе и нашего края
курганы появились значительно раньше.
Топографическое
изучение, раскопки и идентификация курганов
края начались еще в 18 в. Но научный подход к этой теме характерен
только для 20 ст. Большой вклад в исследование курганов разных периодов внесли
советские археологи. К сожалению подобные раскопки в нашем городе и районе
носили фрагментарный характер. Поэтому целостной картины принадлежности
курганов тем или другим племенам мы еще не имеем.
Курганы, как и
другие исторические памятники, охраняются законами, все они учтены и нанесены
на карты, их нельзя самовольно раскапывать (на это имеют право только
специалисты-археологи), нельзя распахивать во время полевых работ, срывать во
время строительства или прокладки труб.. Но и сейчас известны не одинокие факты и сознательного, и
несознательного варварского уничтожения курганов.
Мало кто
задумывается, что курганы – это, в первую очередь, могилы. Могилы наших
предков, пусть даже и язычников. А разрушителей и осквернителей могил рано или
поздно судьба наказывала. Вспомните хотя бы таинственные трагические смерти
тех, кто раскапывал известную египетскую гробницу Тутанхамона. И если
археологические раскопки можно как-то еще оправдать, то сознательное разрушение
и разграбление захоронений является преступлением
Хотя даже во
время санкционированных раскопок могильников часто происходили неприятные
случаи с их участниками. Как археолог, знаю об этом не понаслышке. Переломы рук или ног, острые
апендициты – самое малое из того, что было. Да и в специальной литературе часто описываются трагические
(вплоть до смертей) случаи на раскопах. Как будто бы неведомые силы забирают
своего рода жертвенную дань за поругание могил и наказывают таким образом людей
за вмешательство в спокойствие мертвых.
Приписывать
всем курганам культовый или какой-то мистический характер не стоит. Для этого у
древних народов были специальные места. На сегодня известен только один
курган-святилище эпохи бронзы в Надазовье. Он был окружен специальными
кромлехами, а на плоском плато в центре и по бокам установлены стелы.
Погребальные
же насыпи сооружали возле стоянок, жилищ,
последние почти всегда располагались на высоких берегах, плато или заплавах вдоль русла рек, глубоких
оврагов, балок. И народы, что последовательно сменяли друг друга, выбирали одни
и те же места для жилья. Поэтому и получается, что курганы разных периодов
расположены вблизи друг друга. Но то, что мы видим сейчас – только малая толика
изначального количества курганов. Ученые
предполагают, что их осталось не более 25 %.
Большинство
курганов Александрийщины (возле сел Звенигородка, Головковка, Войновка,
Протопоповка, самого города) входят в систему верхнеингулецких курганных
могильников (захоронений) эпохи меди-бронзы. Систематическое их исследование
проводилось еще в 60-80 годы прошлого века ведущими археологическими
институтами. Но еще в начале века русский археолог В.О.Городцов выделил
несколько исторических групп уже исследованных памятников степной полосы
Восточной Европы, которые он рассматривал как самостоятельные культуры и
которые последовательно сменяли друг друга. Предложенная им периодизация эпохи
меди-бронзы включает в основном ямную, катакомбную и срубную культуры.
Одними из
первых, как и было сказано в предыдущих статьях, массово курганы над могилами стали насыпать племена
ямной археологической культуры. Именно они и составляют большинство курганов
нашего края и относятся к 3-му – началу
2-го тысячелетия до н.э. Это были скотоводческие племена, которые уже начали
заниматься и земледелием. Название культуры походит по типу захоронений в
грунтовых ямах. В Украине известно около 10 тысяч памятников этой
культуры.
Размеры
курганов этой культуры и по высоте, и в диаметре – разные: от очень больших
(высотой 10 метров) до совсем маленьких. Насыпи сооружались в несколько приемов
с перерывом между отдельными захоронениями. Естественно до наших времен они
сохранились не в первозданном виде. Кроме природных «разрушителей»: дождей,
ветров, снега, способствовали их разграблению и уничтожению люди. А
сельхозработы, военные окопы и
траншеи, различные строительства довершали дело.
Характерны для этого периода так называемые
«курганные группы», включающие несколько курганов разных размеров вблизи друг
друга. Часто они имеют разновременные досыпки и окружены по периметру
кольцевыми рвами и валами. Изначально курганы насыпались над одним
захоронением, а потом в нем хоронили еще по несколько человек. Последние
археологи называют «впускными». Их могло быть до 20-ти.
Племена
следующей за ямной - катакомбной
культуры (эпоха бронзы – 2-е – начало 1-го тысячелетия до н. э.) тоже хоронили
своих покойников в насыпях. Обыкновенную яму сменяет специальная подземная
камера-катакомба: округло-овальная со сферическим потолком. Они использовали
курганы ямной и насыпали отдельно свои. Для нашего края и характерны именно
такие курганы, в которых есть захоронения этих двух культур, а иногда даже следующей – срубной и других. Например
раскопанный возле с. Головковка в 1990-3 гг. один из курганов
имел два захоронения ямной, три – катакомбной и одно - культуры многоваликовой
керамики.
Очень
интересны «майданные» курганы – 40-60 метров в диаметре и с выбраным грунтом в
центре. Они похожи на земляные укрепления с валами. Еще в конце 19 в. такие
«майданы» возле Александрии раскапывал
А.А.Бобринский. Как считают современные ученые,
он ошибочно приписывал им обрядово-культовый характер.
Многие, еще
дореволюционные ученые, пришли к выводу, что почти все курганы 300-400 лет тому
назад раскапывались в надежде найти клады. Земля вывозилась и складывалась
возле курганов, что позже вводило в заблуждение исследователей, принимавших эти
насыпи за изначальные укрепления. Хотя,
возможно, иногда, во время военных действий их и использовали как временную
защиту от врагов.
Кировоградские
археологи С.Полин, Н.Тупчиенко, А.Николова, которые раскапывали курганные
группы возле выше указаных сел, уверены
также, что ошибался и александрийский краевед Н.Бублиев, описывая в середине 19 в. аналогичные памятники (по
обеим сторонам г. Александрии и р. Ингулец) как остатки крепостных земляных
укреплений запорожских казаков. Обработав результаты своих раскопок, они пришли
к выводу, что «майданы» образовались как результат сознательного разрушения
курганов (грунт из них выбирали для строительства жилищ, подсыпки курганов
помельче). В подобном кургане возле Головковки обнаружено 12 погребений: 7
ямной, 4 катакомбной культур и одно – культуры многоваликовой керамики.
Только
скифских курганов-могильников на Александрийщине немного. Они делятся на могилы простых скифов и знати.
Первые – невысокие и не больше 25 метров в диаметре, с простым инвентарем. А
могилы знати – намного мощнее и богаче.
Самый
известный скифский курган Кировоградщины – Мельгуновский (Лита Могила) около с.
Кучеровка Знамянского района (7 или 6 век до н.э.) раскопан еще в 1763 г.
Найден очень богатый инвентарь – 17 массивных золотых украшений, меч в золотом
обрамлении, золотую диадему. Еще один скифский курган раскопан уже в советские
времена возле с. Медерово.
Встречаются
захоронения скифов и как впускные в
курганы ямной культуры. А в курганных группах иногда среди ямных и катакомбных есть и только
скифские. Например, в 1968 г. на правом берегу р. Омельник у с. Павлыш при
раскопках кургана № 2 было обнаружено захоронение знатного скифского воина 5 в.
до н.э. с отдельной могилой коня.
Самые богатые
скифские захоронения характерны для территории намного южнее
Александрийщины. Это – так называемые царские курганы. Под этим традиционным и
достаточно условным названием имеют в виду
большие скифские курганы со сложными подземными сооружениями, в которых
были похоронены представители скифской элиты в сопровождении подчиненных лиц и
роскошного погребального инвентаря. Но, к сожалению, эти комплексы дошли к нам
разворованными еще в древние времена.
Один из таких
курганов – Чортомлыкский располагался вблизи г. Никополь Днепропетровской области. Начал его раскопки
еще в 1862-1863 гг. русский археолог И.Забелин, а продолжены и завершены они были в 1979-1986 гг. советскими учеными. Даже
через много столетий его высота поражала – 21 метр! По аналогии с египетскими,
его можно назвать «степной пирамидой». Курган был сооружен из прямоугольных
пластин дерна. За самыми скромными подсчетами в насыпь уложено 75 тыс. кв. м.
дерна.
(при написании
статьи использованы книги: Археологія
Української РСР. – Київ, 1971; С.Полин, Н.Тупчиенко, А.Николова. Курганы
верховьев Ингульца, Кировоград.-1993; Древняя история Днепровского
Правобережья. Сборник научных статей. Кировоград. -1988)
Сейчас курганы грабят со страной силой. Уже натыкался на три недавно ограбленных кургана в нашей местности.
ВідповістиВидалити"Вспомните хотя бы таинственные трагические смерти тех, кто раскапывал известную египетскую гробницу Тутанхамона."
Тутанхамона не упоминайте. Это всё газетные утки и подтасовки.
Слава, спасибо за уточнение. Я просто хотела заострить проблему. А о Тутанхамоне многие читали. Неужели в курганах еще можно что-то найти?
ВідповістиВидалитиАвтор видалив цей коментар.
ВідповістиВидалитиЯ-то, курганы не копаю. Поэтому не могу сказать, что там есть интересного. У одного из раскопанных курганов в 5 км от Онуфриевки, возле ямы валялись человеческие останки... Надо было бы их собрать и отвести в наш краеведческий музей... На левобережье на месте карьера археологи из Полтавы раскопали несколько курганов и нашли интересные артефакты, но я особо не интересовался. Я больше специализируюсь по истории Великой отечественной войны. Собираю документы по братским могилам и стараюсь воссоздать историю обороны и освобождения нашего Кременчуга. В этих вопросах я продвинулся достаточно далеко.
ВідповістиВидалитиЦікаво було би почитати про ті кургани, які збереглися на території самої Олександрії. Сам я бував на двох - вище 6-ї школи і в центрі на вул. Діброви. Чув, що був ще один на території теперішньої школи №17.
ВідповістиВидалитиАлександрия город. Огромная могила, носившая имя основателя города, Уса, в 1842 г. срыта и застроена жильем; выбранный из нее камень употреблен при постройке церкви; было еще в самом городе несколько курганов, но они или уничтожены совершенно, или полуразрыты; один курган на правой стороне Ингульца, в версте от города обращен в городское кладбище. Н. Бублиев, «Укрепления запор. козаков» и пр. в Зап. Од. Общ. Ист. и Др., II, 827—828.
ВидалитиТак, там був курган з могилами. При будівництві школи все розрили, старожили говорили, що споруда стоїть на кістках. В центрі, там це зараз меморіал війни 1941-1945 років, дійсно був курган. Але засновник поселення Григорій Усик останні роки жив не в Олександрії, а в с. Овнянка (Новостародуб). Виїхав туди після поселення сербів у нашому краї (1754 р.). Про це свічать опубліковані А.Пивоваром документи.
ВидалитиНаписала механічно, що засновник поселення Григорій Усик останні роки "жив не Олександрії", а потім спохватилася! Яка Олександрія? Правильно - "в Усівці", яка на той час стала вже сербським шанцем з новою назвою "Бечея".
Видалити