середу, 8 липня 2015 р.

Еще раз о курганах на Александрийщине.

Сьогоднішня зустріч з київським науковцем,  доктором історичних наук, провідним науковим співробітником Інституту історії України НАН України, директором Науково-дослідного інституту козацтва, автором багатьох книг з історії України, особливо козацтва, Тарасом Чухлібом в Олександрійській районній бібліотеці ім. Д.Чижевського сподвигла на публікацію тут моєї колишньої статті про КУРГАНИ.

Еще раз о курганах на Александрийщине.

У большинства представление о рукотворных курганах ассоциируется со скифскими племенами и запорожским казачеством. Но это – не совсем верно. На территории современной Украины, в том числе и  нашего края курганы появились значительно раньше.

Топографическое изучение, раскопки и идентификация курганов  края начались еще в 18 в. Но научный подход к этой теме характерен только для 20 ст. Большой вклад в исследование курганов разных периодов внесли советские археологи. К сожалению подобные раскопки в нашем городе и районе носили фрагментарный характер. Поэтому целостной картины принадлежности курганов тем или другим племенам мы еще не имеем.
Курганы, как и другие исторические памятники, охраняются законами, все они учтены и нанесены на карты, их нельзя самовольно раскапывать (на это имеют право только специалисты-археологи), нельзя распахивать во время полевых работ, срывать во время строительства или прокладки труб.. Но и сейчас известны  не одинокие факты и сознательного, и несознательного варварского уничтожения курганов.
Мало кто задумывается, что курганы – это, в первую очередь, могилы. Могилы наших предков, пусть даже и язычников. А разрушителей и осквернителей могил рано или поздно судьба наказывала. Вспомните хотя бы таинственные трагические смерти тех, кто раскапывал известную египетскую гробницу Тутанхамона. И если археологические раскопки можно как-то еще оправдать, то сознательное разрушение и разграбление захоронений является преступлением
Хотя даже во время санкционированных раскопок могильников часто происходили неприятные случаи с их участниками. Как археолог, знаю об этом  не понаслышке. Переломы рук или ног, острые апендициты – самое малое из того, что было. Да и в специальной  литературе часто описываются трагические (вплоть до смертей) случаи на раскопах. Как будто бы неведомые силы забирают своего рода жертвенную дань за поругание могил и наказывают таким образом людей за вмешательство в спокойствие мертвых.
Приписывать всем курганам культовый или какой-то мистический характер не стоит. Для этого у древних народов были специальные места. На сегодня известен только один курган-святилище эпохи бронзы в Надазовье. Он был окружен специальными кромлехами, а на плоском плато в центре и по бокам установлены стелы. 

Погребальные же насыпи сооружали возле стоянок, жилищ,  последние почти всегда располагались на высоких берегах,  плато или заплавах вдоль русла рек, глубоких оврагов, балок. И народы, что последовательно сменяли друг друга, выбирали одни и те же места для жилья. Поэтому и получается, что курганы разных периодов расположены вблизи друг друга. Но то, что мы видим сейчас – только малая толика изначального  количества курганов. Ученые предполагают, что их осталось не более 25 %.   

 Курганы – могильники
Большинство курганов Александрийщины (возле сел Звенигородка, Головковка, Войновка, Протопоповка, самого города) входят в систему верхнеингулецких курганных могильников (захоронений) эпохи меди-бронзы. Систематическое их исследование проводилось еще в 60-80 годы прошлого века ведущими археологическими институтами. Но еще в начале века русский археолог В.О.Городцов выделил несколько исторических групп уже исследованных памятников степной полосы Восточной Европы, которые он рассматривал как самостоятельные культуры и которые последовательно сменяли друг друга. Предложенная им периодизация эпохи меди-бронзы включает в основном ямную, катакомбную и срубную культуры.
Одними из первых, как и было сказано в предыдущих статьях, массово  курганы над могилами стали насыпать племена ямной археологической культуры. Именно они и составляют большинство курганов нашего края и относятся к  3-му – началу 2-го тысячелетия до н.э. Это были скотоводческие племена, которые уже начали заниматься и земледелием. Название культуры походит по типу захоронений в грунтовых ямах. В Украине известно около 10 тысяч памятников этой культуры. 
Размеры курганов этой культуры и по высоте, и в диаметре – разные: от очень больших (высотой 10 метров) до совсем маленьких. Насыпи сооружались в несколько приемов с перерывом между отдельными захоронениями. Естественно до наших времен они сохранились не в первозданном виде. Кроме природных «разрушителей»: дождей, ветров, снега, способствовали их разграблению и уничтожению люди. А сельхозработы,  военные окопы и траншеи,  различные  строительства довершали дело.
 Характерны для этого периода так называемые «курганные группы», включающие несколько курганов разных размеров вблизи друг друга. Часто они имеют разновременные досыпки и окружены по периметру кольцевыми рвами и валами. Изначально курганы насыпались над одним захоронением, а потом в нем хоронили еще по несколько человек. Последние археологи называют «впускными». Их могло быть до 20-ти.
Племена следующей за ямной  - катакомбной культуры (эпоха бронзы – 2-е – начало 1-го тысячелетия до н. э.) тоже хоронили своих покойников в насыпях. Обыкновенную яму сменяет специальная подземная камера-катакомба: округло-овальная со сферическим потолком. Они использовали курганы ямной и насыпали отдельно свои. Для нашего края и характерны именно такие курганы, в которых есть захоронения этих двух культур, а иногда даже  следующей – срубной и других. Например раскопанный возле с. Головковка в 1990-3 гг. один из курганов имел два захоронения ямной, три – катакомбной и одно - культуры многоваликовой керамики.

Курганы - майданы
Очень интересны «майданные» курганы – 40-60 метров в диаметре и с выбраным грунтом в центре. Они похожи на земляные укрепления с валами. Еще в конце 19 в. такие «майданы» возле Александрии  раскапывал А.А.Бобринский. Как считают современные ученые,  он ошибочно приписывал им обрядово-культовый характер.
Многие, еще дореволюционные ученые, пришли к выводу, что почти все курганы 300-400 лет тому назад раскапывались в надежде найти клады. Земля вывозилась и складывалась возле курганов, что позже вводило в заблуждение исследователей, принимавших эти насыпи за изначальные  укрепления. Хотя, возможно, иногда, во время военных действий их и использовали как временную защиту  от врагов.
Кировоградские археологи С.Полин, Н.Тупчиенко, А.Николова, которые раскапывали курганные группы возле выше указаных сел,  уверены также, что ошибался и александрийский краевед Н.Бублиев, описывая в  середине 19 в. аналогичные памятники (по обеим сторонам г. Александрии и р. Ингулец) как остатки крепостных земляных укреплений запорожских казаков. Обработав результаты своих раскопок, они пришли к выводу, что «майданы» образовались как результат сознательного разрушения курганов (грунт из них выбирали для строительства жилищ, подсыпки курганов помельче). В подобном кургане возле Головковки обнаружено 12 погребений: 7 ямной, 4 катакомбной культур и одно – культуры многоваликовой керамики.

Скифские курганы
Только скифских курганов-могильников на Александрийщине немного.  Они делятся на могилы простых скифов и знати. Первые – невысокие и не больше 25 метров в диаметре, с простым инвентарем. А могилы знати – намного мощнее и богаче.
Самый известный скифский курган Кировоградщины – Мельгуновский (Лита Могила) около с. Кучеровка Знамянского района (7 или 6 век до н.э.) раскопан еще в 1763 г. Найден очень богатый инвентарь – 17 массивных золотых украшений, меч в золотом обрамлении, золотую диадему. Еще один скифский курган раскопан уже в советские времена возле с. Медерово.
Встречаются захоронения скифов и как  впускные в курганы ямной культуры. А в курганных группах иногда  среди ямных и катакомбных есть и только скифские. Например, в 1968 г. на правом берегу р. Омельник у с. Павлыш при раскопках кургана № 2 было обнаружено захоронение знатного скифского воина 5 в. до н.э. с отдельной  могилой коня.
Самые богатые скифские   захоронения   характерны для территории намного южнее Александрийщины. Это – так называемые царские курганы. Под этим традиционным и достаточно условным названием имеют в виду  большие скифские курганы со сложными подземными сооружениями, в которых были похоронены представители скифской элиты в сопровождении подчиненных лиц и роскошного погребального инвентаря. Но, к сожалению, эти комплексы дошли к нам разворованными еще в древние времена.
Один из таких курганов – Чортомлыкский располагался вблизи г. Никополь  Днепропетровской области. Начал его раскопки еще в 1862-1863 гг. русский археолог И.Забелин, а продолжены и завершены они были в 1979-1986 гг. советскими учеными. Даже через много столетий его высота поражала – 21 метр! По аналогии с египетскими, его можно назвать «степной пирамидой». Курган был сооружен из прямоугольных пластин дерна. За самыми скромными подсчетами в насыпь уложено 75 тыс. кв. м. дерна.

 (при написании статьи использованы книги: Археологія Української РСР. – Київ, 1971; С.Полин, Н.Тупчиенко, А.Николова. Курганы верховьев Ингульца, Кировоград.-1993; Древняя история Днепровского Правобережья. Сборник научных статей. Кировоград. -1988)

8 коментарів:

  1. Сейчас курганы грабят со страной силой. Уже натыкался на три недавно ограбленных кургана в нашей местности.
    "Вспомните хотя бы таинственные трагические смерти тех, кто раскапывал известную египетскую гробницу Тутанхамона."
    Тутанхамона не упоминайте. Это всё газетные утки и подтасовки.

    ВідповістиВидалити
  2. Слава, спасибо за уточнение. Я просто хотела заострить проблему. А о Тутанхамоне многие читали. Неужели в курганах еще можно что-то найти?

    ВідповістиВидалити
  3. Автор видалив цей коментар.

    ВідповістиВидалити
  4. Я-то, курганы не копаю. Поэтому не могу сказать, что там есть интересного. У одного из раскопанных курганов в 5 км от Онуфриевки, возле ямы валялись человеческие останки... Надо было бы их собрать и отвести в наш краеведческий музей... На левобережье на месте карьера археологи из Полтавы раскопали несколько курганов и нашли интересные артефакты, но я особо не интересовался. Я больше специализируюсь по истории Великой отечественной войны. Собираю документы по братским могилам и стараюсь воссоздать историю обороны и освобождения нашего Кременчуга. В этих вопросах я продвинулся достаточно далеко.

    ВідповістиВидалити
  5. Цікаво було би почитати про ті кургани, які збереглися на території самої Олександрії. Сам я бував на двох - вище 6-ї школи і в центрі на вул. Діброви. Чув, що був ще один на території теперішньої школи №17.

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Александрия город. Огромная могила, носившая имя основателя города, Уса, в 1842 г. срыта и застроена жильем; выбранный из нее камень употреблен при постройке церкви; было еще в самом городе несколько курганов, но они или уничтожены совершенно, или полуразрыты; один курган на правой стороне Ингульца, в версте от города обращен в городское кладбище. Н. Бублиев, «Укрепления запор. козаков» и пр. в Зап. Од. Общ. Ист. и Др., II, 827—828.

      Видалити
    2. Так, там був курган з могилами. При будівництві школи все розрили, старожили говорили, що споруда стоїть на кістках. В центрі, там це зараз меморіал війни 1941-1945 років, дійсно був курган. Але засновник поселення Григорій Усик останні роки жив не в Олександрії, а в с. Овнянка (Новостародуб). Виїхав туди після поселення сербів у нашому краї (1754 р.). Про це свічать опубліковані А.Пивоваром документи.

      Видалити
    3. Написала механічно, що засновник поселення Григорій Усик останні роки "жив не Олександрії", а потім спохватилася! Яка Олександрія? Правильно - "в Усівці", яка на той час стала вже сербським шанцем з новою назвою "Бечея".

      Видалити