В моду снова входят балы: губернаторский, новогодний, студенческий, школьный, благотворительный и другие. Какая девушка не мечтает хоть на один вечер стать Наташей
Ростовой и танцевать на балу?
В России балы начали
устраивать по указу Петра I с 1718 года. Они назывались ассамблеями и давались
по очереди всеми придворными. На ассамблеях вели деловые беседы, курили трубки,
пили вино, играли в шашки и шахматы. Главным же увеселением были танцы. Не
сразу далось нашим предкам искусство непринужденного светского общения. Первое
время в перерывах между танцами все сидели как немые. И танцующих было мало:
танцы были мудреные, надо было то кланяться, то приседать. Широкие юбки и
высокие каблуки исключали быстрые танцевальные шаги, однако позволяли принимать
различные позы, образуя изящные картинки. Поклоны и реверансы были главными
элементами танцев. Кроме танцев бал включал дополнительные развлечения:
небольшой концерт, живые картинки, даже любительский спектакль. Заканчивался
бал ужином.
Основной бальный сезон длился
с Рождества и до последнего дня масленицы, в остальное время балы устраивались
по особым случаям, но только не в дни постов. Все семейные должны были являться
с женами и дочерьми.
Помимо придворных балов в
XVIII веке роскошью отличались балы в домах частных лиц. Хозяева старались
превзойти друг друга и удивить гостей разными затеями, изысканным ужином. В
залах горели тысячи свечей. Лестницы были устланы дорогими коврами. К ужину
подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические в зимнее время персики,
виноград, свежую клубнику, необыкновенные блюда, дорогие вина. На подобных
балах чаще всего происходили дебюты молодых людей и девушек, которых начинали
вывозить в свет. Дворянский бал был школой общения. На балу влюблялись, выбирали
невесту или жениха.
Одежда для бала подчинялась
определенным правилам. В XVIII веке бальные платья были из золотой или
серебряной парчи, расшитого шелка. Большое значение имели украшения, особенно
бриллианты. В XIX веке требования к бальному туалету усложнились. До 60-х годов
мужчины приезжали на бал в специальных до колен штанах, к ним надевались белые
чулки и башмаки с пряжками, темный фрак со светлым жилетом и белым галстуком
(бабочкой), у офицеров была парадная форма - вицмундир, чулки и башмаки.
Дамское бальное платье шилось
с открытым декольте, с короткими рукавами из легких тканей - шелка, газа,
кисеи, кружев. Платье для танцев было чуть-чуть короче повседневной одежды.
Бальные наряды девушек, впервые выезжающих в свет, традиционно были светлыми,
чаще белыми. Из драгоценностей были позволительны скромная нитка жемчуга или
цепочка с небольшой подвеской. Для молодых дам в одежде подходящим цветом
считались голубой и розовый. Для зрелых дам - желтый и лиловый. По русскому
обычаю замужняя дама независимо от возраста надевала головной убор: легкую
шляпку без полей (ток), берет или наколку из лент и кружев. Обязательной
принадлежностью, как для мужчин, так и для женщин были перчатки -белые и чаще
всего лайковые. У женщин перчатки были длинными, у мужчин - короткими. Не
танцующие дамы (по возрасту или состоянию здоровья) приезжали в длинных платьях
из плотной, не бальной ткани - бархата, шерсти. В XIX веке в моду вошли
перчатки без пальцев - митенки, сделанные из кружев и закрывающие только
ладонь.
В XIX веке было принято
открывать бал полонезом. Его можно назвать торжественным шествием, еще его
называли "ходячий разговор". Популярностью пользовались полонезы: М. Огинского "Прощание с
Родиной", О. Козловского "Гром победы раздавайся", из оперы М. Глинки "Иван Сусанин", из оперы
П. Чайковского "Евгений Онегин". Вторым танцем был вальс.
Вальс - романтический танец:
партнер обхватывает даму за талию и кружит её по залу. Вот поэтому репутация
вальса долгое время в России оставалась сомнительной, его стали танцевать после
1830 года, когда был снят запрет, изданный Павлом I. В это время в Вене
появился "король вальса" Иоганн Штраус, его музыка облагородила
хореографию танца. Европейцы говорили, что только русские танцевали на балах
"почти воздушные вальсы". Вальс имел множество разновидностей: венский,
английский, венгерский, вальс-мазурка, вальс-миньон. На мотив вальса танцевали
и любимый котильон.
Серединой бала была мазурка.
Родом из Польши, в России она вошла в моду после 1810 года, сделалась
любимейшим танцем. Во время мазурки допускались разговоры. Танцевали также
гавоты, кадрили, польки. В конце бала исполнялся французский танец котильон,
танец-игра: привлекательным был выбор партнера. Их выбирали по выставленным
из-за ширмы рукам, подбрасыванием платка, по одинаковым карточным мастям,
которые раздавались гостям. Котильон предоставлял танцующим возможность для
ухаживания, для разговора о нежных чувствах. Длился он не менее двух часов.
Множество разновидностей имели
общественные балы. Особенно часто давались они в провинции: в зданиях Благородного
или городского собрания, в театрах, различных клубах, в резиденциях
губернаторов и в залах, снятых в домах частных лиц. Как правило, круг
участников таких балов был широким и пестрым: чиновники, военные, помещики,
учителя и пр. Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо
на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий. Общественные балы
устраивались не только дворянством, но и купечеством, ремесленниками, художниками
и артистами и т.п.
Во второй половине 19 столетия
все большую популярность в обществе приобретают публичные благотворительные балы
в пользу нуждающихся. В залах устраивали благотворительную торговлю: продавали
фрукты, цветы, сласти, безделушки. Каждый платил столько, сколько мог. Все
вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта,
учебного заведения, пострадавших от стихийных бедствий и т.п. Подобный бал
описан в повести А.П. Чехова "Анна на шее". Устройство таких
праздников было своеобразной светской обязанностью для человека высшего
общества, а участие в благотворительных ритуалах являлось его нравственным
долгом.
Наиболее
веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к
семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых - как правило,
несколько десятков человек. Были, наконец, еще сельские праздники, дававшиеся
летом на дачах и в загородных имениях. Они включали кроме бала концерты,
спектакли, фейерверки и т.п. Танцевали здесь зачастую прямо под открытым небом
на лужайках или в огромных палатках, поставленных среди деревьев парка.
Бал –
это совершенно особенное событие в жизни
человека прошлого века. Как отмечал большой
знаток русской истории Юрий Михайлович Лотман: «Здесь
реализовывалась частная жизнь дворянина: он не был
ни частное лицо в частном быту, ни
служивый человек на государственной службе – он
был дворянин в дворянском обществе, человек
своего сословия среди своих». Больше всего балами славилась
столица Санкт-Петербург, но
любили их и в Москве, и в провинциальных
городах.
О том, какими
были александрийские балы, мы знаем благодаря русскому поэту А.Фету. Почти в конце
жизни он написал воспоминания о своей военной службе в нашем крае (1845 – 1853
гг.) и среди прочего - о балах в
Александрии и Елисаветграде. Он приезжал из Новогеоргиевска (60 верст от Александрии,
там стоял его полк), переодевался на
постоялом дворе в парадную одежду и с нетерпением направлялся в дом дворянского
собрания, где его ждали знакомые и друзья. Дадим ему слово:
К сожалению, больше подобных воспоминаний пока найти не удалось. Но и написанное Фетом
дает почти полное представление о той атмосфере, которая царила на
балах в Александрии.
На всем
протяжении своей истории балы составляли существенную часть жизни высшего
общества. Светские ритуалы, к числу которых относятся и балы, были своеобразным
актом общественного представительства дворянина. А для молодого поколения бал -
это место, где, по словам Вяземского, "...мы учились любезничать,
влюбляться, пользоваться правами и вместе с тем покоряться обязанностям
общежития. Тут учились мы и чинопочитанию и почитанию старости". Умение
танцевать считалось ценным достоинством и могло принести успех не только на
паркете, но и на поприще служебной карьеры.
Такое впечатление, что вы в ворде текст набирали, а потом сюда перенесли. Зачем двойная работа?
ВідповістиВидалитиТекст был готовый, я только скопировала.
ВідповістиВидалити